Днем первым был вторник и спектакль "Чехов в Ялте" по Дж. Драйверу и Д. Хэддоу.Все мои познания о Чехове ограничиваются школьной программой и походом на спектакль "Чайка", который показался чересчур умным, а от того скучным. Поэтому я решила, что Чехова не люблю. Не доросла еще. Но на "Чехов в Ялте" меня звали так давно, что проще было согласится и сходить, чем слушать нытье. Я даже аннотацию не прочитала. Вернее я ее читала, осенью, и успешно забыла. И не зря: подтвердилась моя статистка - если я о чем-то не знаю и иду, это оказывается чем-то интересным) О любви и об искусстве, о том, что будет жить вечно)
читать дальшеВступление: сцена. Мой любимый формат))) Когда зрительный зал переносят на сцену, а сцену уменьшают до расстояния вытянутой руки до артистов. Здесь сцена представляла собой арену шагов на 15 в диаметре, а зрительный зал - три ряда стульев вокруг нее.
Действие первое: актеры. 

Вот так))) Ничего другого о ведущем составе театра сказать нельзя. А почти все они были в спектакле. Они могли запнутся о твои ноги, ударить тебя, открывая ящики. Ими можно было любоваться близко-близко!
Антракт: соседи по ряду. Когда я смотрю скучный/неинтересный/неочемный голливудский треш у меня возникает желание по комментировать происходящее. Так веселее. Но для этого фильм должен быть ну уж очень плох, а неизбежность его просмотра очень высока. Но комментировать в таком духе спектакль у меня еще ни разу желания не возникало. Зато у соседей по ряду его было завались! И ладно бы это были школьники, но от тетечек лет за сорок я такого не ожидала. Так и хотелось попросить их не просто замолчать, а встать и покинуть зал. А то стыдно пред артистами за такую публику. Которой и самой не интересно, и о других она не задумывается. Но публика заплатила 300 рэ за билет, за такие деньги она считала своей прямой обязанностью досмотреть.
Действие второе: сюжет. Я уже сказала, что ничего не знаю о Чехове. Я не знаю, чем именно он занимался в Ялте. Я не знаю какие отношения у него были с сестрой, с Ольгой Книппер, с Горьким и Буниным, а тем более как делили его пьесы Станиславский и Немирович-Данченко. Я не знаю сколько было историчности в пьесе: 10% или 90%. Это и не важно. Комедия с элементами драмы на нее и не претендует. К тому же за авторством американских драматургов. Вернемся к сюжету: Чехов в Ялте, под присмотром заботливой сестры пытается не запустить свою чахотку, там же крутятся Горький с Буниным, в роли друзей и компаньонов. И тут, гастрольным туром, приезжает МХТ в лице Ольги Книппер, Немировчика-Данченко, Станиславского с женой Лилиной и еще двух актеров (их фамилии я никак не могла прочитать, поэтому и не запомнила). Тут-то все и начинается. Книппер желает стать Книппер-Чеховой, Немирович-Данченко и Станиславский желают заполучить новую пьесу Чехова "Три сестры", Лилина желает вернуть себе внимание мужа. Смотреть интересно, за три часа успеваешь и посмеяться, и попереживать, и подумать.
Заключение: алле-оп! аплодисменты! Аплодировать стоя мне помешали придавливающие меня книги и зонт. Подруге (что удивительно) чужое мнение. Артистам выйти на третий или четвертый поклон - неожиданно опустившийся занавес. Итогом: зрители уходили довольные и счастливые. Артисты тоже, избранные даже с цветами.
Днем вторым была среда и спектакль "Квадратура круга" по В. Катаеву.Про Катаева я знаю еще меньше, чем про Чехова. То есть я знаю, что "Белеет парус одинокий" написал он. Все. Больше ничего я не знаю. Зато "Парус" я читала. И вроде даже любила. И на спектакль шла просто из-за положительных отзывов. Одним из них был: "Там в буфете все по 10 копеек, как в советское время!" Подкупает, ага) Только на личном опыте я этого не проверила. Зато притащила агитматериал в виде красной листовки.
читать дальшечитать дальшеО сюжете в четырех словах: любви режимы все покорны.
А сходство характеров, рабочий контакт и общая политическая установка еще не превращают товарища в любимого человека.
Избранные кусочки из пьесы:
Вася и ЛюдмилаВася и Людмилочка уже час как женатая пара.
В а с я. Я тебя забыл предупредить. Абрам - это один глубоко свой парень... Но ты, Людмилочка, не беспокойся.
Л ю д м и л а. Так ты живешь вдвоем с товарищем? Здрасте! Может, еще и товарищ женатый?
В а с я. Кто? Абрам женатый? Сухой холостяк.
Л ю д м и л а. А он знает, что мы поженились?
В а с я. Постой... Не знает... Но это не важно. Он будет рад. Честное слово! Вот увидишь. Прямо танцевать от радости будет.
Л ю д м и л а. Ох, Васька!
В а с я. Право же... Вот он сейчас придет, а я ему сейчас все и выложу: так и так, мол, женился... И ничего страшного. Ты, главное, Людмилочка, не расстраивайся. В общем, его по целым дням не бывает дома... Где же это чертово электричество?.. Только ночует. Ничего, как-нибудь устроимся. Ну вот, есть. (Зажигает свет.) Конечно, нельзя сказать, чтоб очень шикарно. Главное, понимаешь, мебели маловато... Ну как, Людмилочка?
Л ю д м и л а. Чисто как свиньи. И холодюга.
В а с я. Это потому, что окна не замазаны. Но ты, Людмилочка, главное, не того, не поддавайся панике. Мы это все устроим. Погоди, обзаведемся малость. Окна замажем, лампочку в коридор купим, пол выметем - все будет на ять.
Л ю д м и л а. И вы тут вдвоем с товарищем живете, в этой конюшне?
В а с я. Угу.
Л ю д м и л а. На чем же вы спите?
В а с я. Я вот на этой... на тахте. А он - на скамейке... Очень, представь себе, удобная скамейка. С Чистых прудов. Да ты, Людмилочка, не скучай. Может быть, хочешь, я тебе громкоговоритель включу? Собственной конструкции, принимает на осветительную сеть. Берлин слыхать - во! Людмилочка... ну... что ж ты молчишь?.. Не хочешь разговаривать?
Л ю д м и л а. Можешь со своим радио разговаривать. Я тебе не громкоговоритель. Кроме всяких шуток, на девяносто рублей в месяц, кажется, можно было кое-чего приобрести. Где одеяло?
В а с я. Нету.
Л ю д м и л а. Чем же ты укрываешься?
В а с я. Пальтом укрываюсь. Небось на вате.
Л ю д м и л а. Голова у тебя на вате! Глаза б мои не видели! "Людмилочка, Людмилочка!" - а у самого на двоих одна подушка. Такая, что в руки взять страшно... Как же вы с вашим товарищем спите?
В а с я. Так и спим. По очереди. Один день я на подушке, а он на "Политэкономии"
Абрам и товарищ Кузнецова
За сценой грохот падающего велосипеда. Абрам и Тоня (уже день как семейная пара) входят с книжками.
А б р а м. Ой, мне этот проклятый велосипед! Посмотри, Тонька, порядочная дыра. Не мешало бы урегулировать. У тебя иголки и нитки есть?
Т о н я. Нет.
А б р а м. Образцовая жена!
Т о н я. Абрам, я тебя просила - без мещанства.
А б р а м. Последние штаны у мужа в доску - так это мещанство? Хорошенький тезис... Ну что ж, будем чинить?
Т о н я. Будем.
А б р а м. Даешь...
Т о н я. Абрам, тебе есть не хочется?
А б р а м. А тебе?
Т о н я. Представь себе, хочется.
А б р а м. Представь себе, мне тоже, между прочим, хочется. И главное, в чем дело? Только вчера утром слопали четыреста граммов вареной колбасы, и уже опять хочется. Прямо-таки необъяснимый факт... Ну, уж давай читать...
Т о н я. Давай.
А б р а м. Давай.
Т о н я. Абрам, может быть, у нас все-таки что-нибудь осталось от вчерашней колбасы?
А б р а м. Это идея. Надо посмотреть. (Ищет.)
Т о н я. Ну что, осталось?
А б р а м. Осталось. Две страницы из "Луны с правой стороны". (Показывает листок.) Можем солидно закусить. (Печально усмехается.) Ха!
Т о н я. Хороший муж!
А б р а м. Кузнецова, только без мещанства!
Т о н я. Мещанство здесь при чем? Может быть, я здесь при чем? Но не будем вдаваться в подробности. Читай. На чем мы остановились? (Ищет по книге.)
А б р а м. Мы остановились на том, что хочется есть.
Т о н я (строго). Абрам! Не забудь, что книжка у нас только до вторника. Читай.
Постановка. Самое интересно было то, что происходило во время перерывов. Перед спектаклем бравые пионеры вышли и под барабанную дробь продекламировали речевки в стиле "Культурный зритель не будь дебилом! Перед спектаклем отключи мобилу!" Перед антрактом с соответствующей речевкой по залу разлетелись красные агитлистки. Зрители тут ж растащили их на сувениры. А в фойе все 15 минут антракта оркестр исполнял попурри на пионерские мелодии)))